Тревога с точки зрения биологии

Юрий Викторович Щербатых, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Центра экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности Воронежское отделение. Александр Данилович Ноздрачев, академик, заведующий кафедрой общей физиологии Санкт-Петербургского государственного университета. Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т. Некоторые философы например, С. Мы попытаемся свести воедино имеющиеся к настоящему времени взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в человеческом обществе. Поскольку страх — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур.

Физиология страха

Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия удовольствие, неудовольствие. Анохину, эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Отношение человека к происходящим событиям и удовлетворению своих потребностей проявляется в виде чувств. Также Кантом были выделены стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обусловливающие неуверенность, пониженную активность, сомнения, бездеятельность. Эмоции являются наиболее древними психическими функциями, появившимися на длительном этапе эволюции высшей нервной деятельности человека.

Внимание, удивление, страх Реакция подпирания и хромания .. же последовательности, в которо образовались в онто- и филогенезе.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Общая психопатология Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей Г. Кроме подросткового возраста, бред физического недостатка характерен и для юношеского периода нередко подростковый и юношеский возраст в целом определяют как адолесцентныи.

Для сенильного возраста характерен бред материального ущерба. Навязчивые мысли идеаторные навязчивости возникают обычно только с подросткового возраста. Кроме того, были выделены Кант Э.

Психология страхов фобий нередко отождествляется с тревожными состояниями индивида, хотя страх и сопутствующий ему невроз имеют как минимум 2 составляющие, позволяющие вести речь именно про наличие навязчивой формы боязни: Обыденное чувство страха связано со значимыми для человека событиями — из-за этого и возникают переживания. Страх на уровне фобии чаще связан с символическим смыслом и индивидуальной историей жизни отдельной личности.

Реакция страха заставляет их избегать действия социальных факторов, т. е. самый чувствительный период социализации заканчивается. Оказалось.

фобия является иррациональным страхом, вызванным объектом или ситуацией, которые, как правило, не представляют угрозы. В соответствии с теорией бихевиоризма, фобия развивается в том случае, когда нейтральный стимул ассоциируется с вызывающим резкую антипатию опытом. С точки зрения ортодоксального бихевиориста, все стимулы обладают одинаковым потенциалом для того, чтобы стать стимулами фобии. Теория готовности постулирует противоположное: С целью исследования научения страху Сьюзан Минска из Северо-Западного университета и ее коллеги провели серию экспериментов на макаках-резус и людях в течение х и х.

В ходе наблюдений Минека , обнаружила, что макаки-резус, которые родились и были выращены в неволе, не боялись змей. С другой стороны, у макак-резус, которые были пойманы в естественной среде обитания, наблюдался неистовый страх при столкновении со змеей, даже если это была всего лишь резиновая игрушка. Минека также обнаружила, что если выращенным в лабораторных условиях наивным макакам-резус показывать кинофильмы о пойманных в дикой природе макаках, которые испуганно реагируют на змей, то выросшие в лаборатории макаки быстро приобретают такой же страх.

Филогенетические источники

Божович, Выготский,Фрейд, Фельдштейн и т. Могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их системы нервной.

Реакция организма – гиперметаболизм (повышение функции Через увеличение диуреза организм выводит этот страх. Поэтому мы говорим о филогенезе (историческом развитии организмов) и онтогенезе ( индивидуальном.

Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис. Порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения увеличить изображение Рис. Этапы филогенеза психики В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода инструментальные, оперантные рефлексы , которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью.

Рассудочная деятельность — усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно. Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы — ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения.

В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением. Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Сознанию присущи следующие признаки:

Сравнительно-возрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний

Двигательные реакции убегать — нападать , специфичные для проявления ярости и страха и вариантов их сочетанного проявления, отражают биол, значимость О. С этой точки зрения представления И. Павлова о пассивных и активных оборонительных реакциях отражают одну из попыток подчеркнуть разное соотношение аверсивных избегательных и агрессивных тенденций животного в зависимости от его индивидуальных свойств и особенностей подкрепления. Реакции ярости и страха принято рассматривать как эмоциональные реакции, ориентированные гл.

Реакции страха как филогенетические древние формы адаптивного поведения направлены на самосохранение путем активного избегания реального или потенциально опасного фактора хищника, ядовитого вещества и т.

так как у субъекта напрочь отсутствует защитная реакция на подобное восприятие. Страх нищеты делает некоторых людей действительно нищими. НИЩЕТА АНГЛОСАКСОНИЗМА: ФИЛОГЕНЕЗ ПРОТИВ ОНТОГЕНЕЗА.

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе Как пишет Немов Р. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется феномен Маугли.

Таким образом, специфически человеческие проявления сознание, речь, труд и пр. Психика развивается и в онтогенезе, и в филогенезе. Онтогенез - развитие человека на протяжении его жизни, процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза - главная задача детской психологии составная часть возрастной психологии. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

В возрасте от 3 до лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность действия с предметами и общение ребенка, прежде всего - совместная деятельность, общение со взрослыми. В ходе развития ребёнок осваивает язык, предметы и средства деятельности и общения, культуру общества, на базе чего формируется его сознание и личность.

Общим для отечественной психологии является и понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. В онтогенезе формируется сознание.

4. Основные этапы развития психики в филогенезе

Стимулы, производные от природных: Культурные стимулы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются связанными и с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализацией, проекцией, например: Второй класс детерминант страха у Изарда — это влечения и потребности. Их роль состоит в сохранении гомеостаза.

и закрепление в филогенезе определенных адаптивных механизмов. Подробно рассматривается, в частности, феномен реакции страха на По мнению М. Хейта и Дж. Кампоса [21], отрицательная реакция ребенка на.

Основные этапы развития психики в филогенезе Существуют две истории развития психики. Филогенез — историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции история развития различных видов организмов. Онтогенез — развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Рассмотрим сначала основные ступени филогенеза исторического развития психики. Для животных, у которых такая психики, окружающий мир представлен не в виде предметов в их отношениях друг к другу как для высших животных, в том числе и для человека , а в виде таких отдельных особенностей, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей.

В качестве типового примера такого отражения только некоторых, но зато жизненно важных особенностей предметов и явлений А. Леонтьев рассматривает поведение паука. Как только какое-нибудь насекомое попадает в паутину, паук сразу же направляется к нему и начинает опутывать его своей ниткой.

"Реакции Летсплейщиков" на Первое Появление Мальчика из Wick